Отличается ли кружево от десятков и даже сотен других материалов? В чем секрет его уникальности и неугасающей популярности? Почему материал, как столетия назад, так и сейчас вдохновляет, поражает и привлекает? Где истоки создания этого изысканного материала?
Долгий путь развития.
Историки называют родиной ажурных полотен Бельгию. Красивый материал изготавливали в древнем городе Брюгге, что расположен на западе страны. Ручная работа долгое время не выходил из моды, а изготовлением занимались бедняки. В то время государство находилось в сложном положении, большинство населения голодало, и было за гранью нищеты. Тогдашний епископ принял решение использовать кружевоплетение, чтобы хоть как-то улучшить ситуацию.
На Собрании Апостольских Сестер было решено обучать бедняков этому тонкому ремеслу. Женщины и даже дети занимались сложным, кропотливым и трудоемким ремеслом, которое приносило совсем небольшой доход. Готовое кружево продавалось за сущие копейки. Но спустя годы было налажено машинное производство ажурных полотен. Производство стало эффективнее и качественнее, ведь машина работает в десятки раз быстрее, чем даже самая профессиональная мастерица.
Исторические особенности изготовления гипюра.
Италия знаменита своими мастерами, которые занимались изготовлением кружевных полотен. Не отстает в этом плане и Фландрия, в которой жили рукодельницы, что занимались производством гипюра с различными орнаментами.
Одно из самых знаменитым фламандских кружев «гипюр англетер» получило свое название не случайно (обусловлено политико-экономическими особенностями того времени). В Англии до 1735 года было запрещено использовать кружева иностранного производства, так как поощрялось отечественное изготовление этого материала. Но спрос оказался настолько велик, что фламандское кружево производилось тайно и продавалось под видом английского.
Период расцвета кружевного периода в Шотландии пришелся на время правления Марии Стюарт. Она и сама была знатной рукодельницей, придумывала различные узоры (цветов, зверушек, птиц). В Испании началась настоящая лихорадка из-за кружев. На приобретение материала тратились огромные состояния, поэтому Филипп III издал закон, который запрещал носить любые изделия из кружев. Произошло это в 1623 году.
В других странах Европы знатные вельможи также старались не отставать от общей гонки за модой. Французы страдали разрушительной зависимостью от ажурных полотен и использовали их везде, где только можно:
Костюмы офицеров и маршалов;
Наряды придворных дам и кавалеров;
Галстуки;
Воротники;
Манжеты;
Шарфы;
Корсеты:
Отвороты перчаток и сапог;
И даже:
Кареты;
Кровати;
Мебель.
На Руси кружева упоминаются в летописи XIII века. Князь Даниил носил одежду, украшенную кружевами, на важные встречи и переговоры с представителями власти других стран. Особое место среди любителей кружев занимает королева Виктория, которая с невероятным размахом популяризировала ажурный материал.
Кружев много не бывает.
Свадьбы в королевских семьях неразлучны с кружевами. Используется только кружево и только ручная работа попошиву свадебного платья. Вспомнить только Кэтрин Миддлтон, платье которой пытались скопировать миллионы невест по всему земному шару. Ведь каждой невесте хочется почувствовать себя принцессой на собственной свадьбе.
Ажурные полотна – неизменный атрибут большинства свадебных коллекций. Конечно, оно существенно отличается от того материала, за которым гнались знатные вельможи века назад. Но и эти кружева хороши по своему качеству. Ажурные вставки на свадебных нарядах не выходят из моды уже целые столетия. Чем это обусловлено? Возможно, все дело в его неком несовершенстве, граничащем с визуальной безупречностью и изысканностью.